067-430-52-02

Год транзитной войны. Что сделала и что должна сделать Украина

11.01.2017 • Просмотров: 1296

Уже год украинский экспорт испытывает ограничения транзита, введенные Россией. Целью Москвы является блокирование нашего экспорта в страны Средней Азии.

Стоит напомнить, что РФ постепенно усиливает эти ограничения - в частности, с июля 2016 года запрет была расширена и на транзит в Кыргызской Республики. Также был введен запрет транзита товаров, попавших под действие эмбарго.

Ограничения украинского транзита введенные Россией до конца 2017 года, однако вполне вероятно, что они могут быть пролонгированы.

Данные действия РФ обжалованы Правительством Украины в Мировой организации торговли, проведены консультации в рамках процедуры разрешения споров. В дальнейшем будет создана панель экспертов ВТО, которая должна принять окончательное решение в транзитной делу.

Впрочем, экспортер требует более срочной реакции, чем обращение в ВТО. Таким ответом может быть только налаживания альтернативного транспортного коридора "Шелковый путь".

Его ключевые составляющие:

- паромная переправа Черноморск – Поти и Батуми (Черное море);

- железная территорию Грузии и Азербайджана;

- паромная переправа Алят – Актау (Каспийское море);

- железная территорию Казахстана.

 

 Впрочем, этот проект имеет и существенные риски.

Основными недостатками данного транспортного коридора вдвое выше срок и стоимость перевозки по сравнению с транспортировкой по железной дороге через территорию РФ.

Это существенно повышает стоимость украинской продукции. И если для рынков Южного Кавказа увеличения себестоимости экспорта еще позволяет конкурировать, то на рынках Средней Азии ситуации значительно хуже.

Решить эту проблему непросто, однако определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В 2016 году Министерство инфраструктуры подготовило международно-правовую базу решения этой проблемы:

- Одесская декларацию государств-членов ГУАМ о мерах увеличения грузоперевозок по транспортному коридору стран – членов Украины, Молдовы, Грузии и Азербайджана.

- Присоединение ПАО "Укрзализныця" в состав Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). С участием железных дорог Украины, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Турции и морских операторов создан транскаспийский Международный транспортный консорциум (МТТК).

- Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Грузии об организации прямого международного железнодорожно-паромного сообщения между портами Украины и Грузии.

- Соглашение о комбинированных перевозках между Украиной и Турцией для выполнения мультимодальных перевозок.

- Закон Украины "О ратификации Протокола о внесении дополнений к Основному многостороннему соглашению о международном транспорте относительно развития коридора Европа-Кавказ-Азия".

Эти шаги создали законодательную базу для развития коридора Европа – Кавказ – Азия. Теперь мы должны наполнить эти соглашения конкретным содержанием.

Что запланировано на 2017 год?

Согласование единой конкурентной тарифной политики в пределах ТМТМ. Это означает пропорциональное существенное уменьшение тарифов всеми участниками Транскаспийского маршрута, в частности морскими паромными перевозчиками в Черном и Каспийском морях.

Для этого необходимо существенное снижение портовых сборов в украинских и грузинских портах и запуск после ремонта паромов, переданы на баланс ПАО "Укрзализныця".

Привлечение грузопотока с помощью китайских компаний. Первым шагом является инвестиции мирового оператора Hatchison Ports в контейнерный терминал международного торгового порта Черноморск.

Необходимо быстро реализовать пилотный проект концессии железнодорожно-паромного комплекса в порту Черноморск, привлекая частные инвестиции. Переход судоходной компании "Укрферри" в частный Черноморский рыбный порт показывает, что бизнес эффективнее согласовывает график отправлений и устраняет очереди на паромной переправе.

Расширение географии маршрута через сочетание с контейнерными поездами "Викинг" и "Зубр" (порты Балтийского моря), польским оператором широкой колеи PKP LHS и использования паромной переправы Туркменбаши (Туркменистан).

Конкурентные преимущества маршрута - возможность беспрепятственного выхода украинских и европейских товаров в страны Средней Азии, северную и центральную части Китая при наличии санкционным ограничениям РФ на транзит украинских товаров или товаров ЕС, а также в обратном направлении.

 

Упрощение времени и процедур таможенного оформления. Реализовать эту задачу помогает внесении изменений в Таможенный кодекс относительно приведения транзитных процедур в соответствие с европейскими стандартами, а именно к Конвенции о единый режим транзита и Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами.

В частности, планируется использование в Украине отдельных типов таможенных деклараций, аналогичных тем, что используются в ЕС для процедуры общего транзита при торговле между договаривающимися сторонами конвенций. Также предусматривается осуществление в Украине таможенных формальностей с использованием информационно-телекоммуникационных систем, которые основаны на европейских технологиях и функционируют на международном уровне.

2016 год был временем поиска альтернатив российскому транзиту.

От совместных действий государства и бизнеса в 2017 году зависит, сможем ли мы сделать "Шелковый путь" конкурентным маршрутом, или опять будем зависеть от непредсказуемой политики страны-агрессора.

 

Виктор Довгань

заместитель главы Мининфраструктуры

 

 

 

 

 

Среда, 11 января 2017, 09:16 

Источник http://www.eurointegration.com.ua/.

Информер курса валют
Таможенный
калькулятор
Заявка
Ru